Страницы

суббота, 30 июля 2016 г.

Школьная программа вредит детским сочинениям, считают писатели

Учителя начальной школы стараются привить детям «слишком вычурный, цветистый и чрезмерно сложный язык», - заявила группа известных писателей в открытом письме министру образования.
Группа известных детских писателей, включая последнего лауреата медали Карнеги Таню Лэндмен, собирается связаться с министром образования Великобритании, чтобы обсудить «крайне вредную» тенденцию учителей начальной школы заставлять детей писать сочинения «слишком вычурным, цветистым и чрезмерно сложным языком», чтобы получить хорошую оценку. Группа уже насчитывает 35 человек, и количество продолжает расти.
Писатели считают, что прописанные в школьной программе критерии оценки стали «жестким предписанием, как учить детей писать (точнее, сдавать тесты), которое влияет на способность сочинять крайне негативно». По их словам, это означает, что детей учат "избегать простых слов вроде «хороший», «плохой», «маленький» или «большой», а вместо них искать другие, более «интересные» слова – например, «чудесный», «ужасный», «крошечный» или «гигантский»."
Детей «также учат не употреблять союз «и» или слово «сказал», если они могут впихнуть в текст «дополнительно» или «воскликнул», поощряется использование олицетворений, метафор, сравнений и сложноподчиненных предложений», - заявляют писатели. Среди них – лауреат медали Карнеги Тим Боулер, а также другие детские писатели: София Беннетт, Мэри Хоффман, Лидия Сайсон и Кэтрин Лангриш.
Более сложные слова подаются детям, как «лучший» выбор, - пишут авторы детских книг в открытом письме, которое они собираются отправить на следующей неделе Ники Моргану, министру образования Великобритании. Поэтому дети «не понимают оттенки значений, и не осознают, что эти слова встречаются относительно редко», и что «в хорошем тексте употребляются осмотрительно».
Сесилия Басби, которая пишет приключенческую фэнтези для детей под псевдонимом CJ Busby, возглавляет протест. По ее словам, беспокоиться о школьных сочинениях она начала несколько лет назад, когда прочитала описание сэра Бертрама Пендрагона, персонажа из ее романа Frogspell, перед шестым классом Девонской начальной школы. «Он грубоватый здоровяк с низким голосом и объемными усами, обожает размахивать большим мечом», - рассказала она классу. Но в этот момент учитель ее прервал и заявил, что "cлово «большой» в нашем классе запрещено".
«Это уже давно меня беспокоит», - рассказала писательница. «Я только что закончила очень крупный творческий проект для нескольких местных школ, и везде воспитатели постоянно спрашивали детей: «Можешь придумать слово подлиннее?», «Можешь сказать это поинтереснее?», а в результате – чрезмерно пышный язык».
По ее словам, сочинения в начальной школе – полная противоположность тому, как преподают литературу магистрам, «где тебя учат вычеркивать наречия, убирать все прилагательные и писать просто и прямо».
«В конце концов, я решила, что надо что-то с этим делать», - заявила она. «Мы уже собрали 35 подписей, и большинство из тех, с кем я говорила, со мной согласны, включая учителей. Если заглянуть в школьную программу, там пишут что-то о том, как развивается письменная речь детей: усложняется словарный запас и структура предложения, так что с их устной речью необязательно что-то не так. Проблема в том, что на этом пытаются строить схему оценок: больше баллов за необычное слово или предложение с придаточным вместо простого».
Также Басби добавила, что на использование сложных слов делается такой упор, «что не остается времени, чтобы вдохновлять детей больше читать, больше говорить, а ведь именно так сложные структуры входят в реальное употребление».
Писатель и поэт Джон Доэрти, который сейчас является председателем Общества детских писателей и иллюстраторов, поставил под обращением подпись. Он полностью согласен с Басби. «Получается, детей учат, что так писать – хорошо, а ведь это не соответствует понятию хорошей прозы. Мы учим их тому, что нужно пихать как можно больше прилагательных, а не тому, что хорошая проза – это общение, и стиль будет меняться в зависимости от того, к кому вы обращаетесь, какие чувства хотите передать, какой образ донести».
В письме говорится, что такой подход в начальной школе «производит убийственный эффект на… сочинения в средней школе, уже отразившийся даже в некоторых студентах университета». Писатели призывают правительство и организации, занимающиеся разработкой тестов и систем оценки, «объяснить учителям и экзаменаторам, что сложные слова, образный язык и сложноподчиненные предложения нужно использовать с осторожностью. Ясный, понятный и легкий стиль всегда должен быть на первом месте».
Авторы пишут, что в противном случае «мы рискуем получить поколение детей, которые будут думать, что предложение вроде «Я взволнованно вскочил с крохотного табурета, и моя рука элегантно вспорхнула, как птица, взмывшая в небеса» всегда лучше, чем «Я встал и поднял руку».
Примечание: медаль Карнеги — британская международная ежегодная премия в области детской и молодёжной литературы. 

1 комментарий: